Наши телефоны:

приемная

8 (72231) 2 37 35

специалисты

8 (72231) 2 37 36

8 (72231) 2 37 52

пн-пт с 9:00 до 18:00

Электронная почта:

gcz_3735@mail.ru

Адрес:

ул. Пирогова 6
(4-ый этаж)

задать вопрос

Порядок организации профессионального обучения

Профессиональное обучение включает в себя профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Профессиональное обучение осуществляется по направлению центра занятости населения, если:

  1. невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации;
  2. необходимо изменить профессию (специальность), род занятий в связи с отсутствием работы, отвечающей профессиональным навыкам;
  3. утрачена способность к выполнению работы по имеющейся профессии.

Профессиональное обучение осуществляется для:

  1. лиц, ищущих работу;
  2. безработных;
  3. работающих по трудовому договору.

В приоритетном порядке профессиональное обучение проходят следующие лица:

  1. инвалиды;
  2. родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие   детей-инвалидов;
  3. безработные, состоящие на учете центра занятости населения свыше шести месяцев;
  4. лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
  5. лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) прошедшие принудительное лечение.

Меры, направленные на профессиональное обучение и содействие в трудоустройстве по завершению обучения реализуются за счет средств и в пределах средств, предусмотренных в республиканском или местном бюджетах на соответствующий год путем:

  1. социальной профессиональной ориентации;
  2. направления на бесплатные курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (далее – профессиональное обучение) с выплатой стипендии;
  3. направления на бесплатные краткосрочные курсы (далее – обучающие мастер-классы) по обучению кадров для сферы услуг, в том числе в рамках проведения международной выставки ЭКСПО-2017, и сферы «зеленой экономики»;
  4. предоставления субсидий обучающимся (на проезд до места обучения и обратно, проживание в общежитии или возмещение затрат, связанных с наймом (арендой) жилища) (далее – материальная помощь), за исключением краткосрочных курсов;
  5. направления на повышение квалификации и переподготовку, работающих по трудовому договору, за счет предоставления государственных грантов работодателям;
  6. поиска подходящих вакансий и содействия в трудоустройстве;
  7. временного субсидирования двух третей потерянного дохода квалифицированных работников за сокращенное рабочее время.

 Центры занятости населения:

  1. совместно с региональным филиалом Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» определяет потребность рынка труда в кадрах;
  2. осуществляют учет работодателей, имеющих потребность в профессиональном обучении;
  3. консультируют работодателей о порядке и условиях организации профессионального обучения, в том числе выбора работодателями претендентов на участие в профессиональном обучении;
  4. консультирует претендентов по вопросам выбора специальности (профессии), профессионального обучения и возможного трудоустройства по его завершению с учетом потребности работодателей и рабочих мест (вакансий), включенных в базу данных единой информационной системы социально-трудовой сферы;
  5. консультирует по вопросам участия в ярмарках вакансий в случае несоответствия специальности (профессии), претендентов квалификационным требованиям существующих вакансий.

По результатам консультаций центры занятости населения формируют списки претендентов на профессиональное обучение и работодателей, имеющих потребность в квалифицированных кадрах. Отбор претендентов на участие в профессиональном обучении производится работодателями посредством:

  1. выбора из числа претендентов, предлагаемых центром занятости населения;
  2. участия в ярмарках вакансий;
  3. самостоятельного поиска, в том числе через частные агентства занятости;
  4. выбора из числа работников работодателя в случае возможной остановки производства, сокращения рабочего времени, в целях предотвращения указанных случаев.

Работодатели отбирают претендентов путем проведения собеседования или на основе изучения предоставленной центрами занятости населения информации.

Центры занятости населения в течение трех рабочих дней с даты получения письменной информации от работодателей уведомляют (в произвольной форме) претендентов о необходимости представления документов для участия в профессиональном обучении.

Претенденты, выбранные работодателем, в течение трех рабочих дней со дня уведомления подают в центры занятости населения района, города постоянного места проживания заявление.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  1. копия документа, удостоверяющего личность;
  2. копия трудовой книжки (при наличии);
  3. справка о состоянии здоровья по форме № 086/у
  4. копия документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом), а также копии документов, подтверждающих прохождение обучения (удостоверение, сертификат) при наличии;
  5. работающие по трудовому договору, кроме того, представляют акт работодателя (в произвольной форме) о переводе на режим неполного рабочего времени или сокращенную продолжительность рабочего времени.

Центры занятости населения в течение пяти рабочих дней выносят приказ о включении претендентов в состав обучаемых и выдают направление на профессиональное обучение.

В случае отказа в профессиональном обучении центр занятости населения в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет (в произвольной форме) заявителя с указанием причины отказа.

Решение центра занятости населения может быть обжаловано в уполномоченном органе и (или) в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Претенденты, отобранные работодателями на участие в профессиональном обучении, по согласованию с работодателем выбирают организацию образования либо учебные центры из перечня обучающих организаций, осуществляющих профессиональное обучение на территории региона, а при их отсутствии, в других регионах Республики Казахстан, утвержденного в порядке, предусмотренном пунктом 35 настоящих Правил.

Работу по организации профессионального обучения центры занятости населения проводят самостоятельно либо с привлечением организаций образования, осуществляющих профессиональное обучение и учебных центров, определяемых в соответствии с пунктом 35 настоящих Правил.

При направлении на профессиональную подготовку в организациях образования, учебных центрах обучаемые зачисляются без сдачи вступительных экзаменов.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работающих по трудовому договору, в том числе молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, с отрывом или без отрыва от производства осуществляется по заявке работодателей при условии сохранения за обучаемым его рабочего места.При организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации приоритет предоставляется согласно пункту 59-1 Программы, высвобожденным работникам и безработным в возрасте 55 – 64 лет до наступления установленного пенсионного возраста, а также работающим по трудовому договору из числа молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.

Работодатели для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, работающих по трудовому договору, в том числе молодежи в возрасте от 18 до 24 лет подают в центр занятости населения заявку с указанием количества направляемых работников на профессиональное обучение, перечня профессий (специальностей) и формы обучения.

Программы и формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих по трудовому договору, в том числе молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, а также график их проведения обучающие организации согласовывают с работодателями и центрами занятости населения.

На время прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации с отрывом от производства работающих по трудовому договору, в том числе молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, предоставляется социальный отпуск в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года.

Направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации высвобожденных работников и безработных в возрасте 55 – 64 лет до наступления установленного пенсионного возраста осуществляется центром занятости населения, без учета требований участия работодателей в отборе претендентов.

В случае не сдачи итоговой аттестации и квалификационного экзамена или отказа обучаемого от трудоустройства на заявленное работодателем рабочее место, фактические расходы на обучение, включая суммы выплаченной материальной помощи и стипендии, обучаемый возмещает в бюджет в добровольном порядке, а в случае отказа – в судебном.

А в случае отказа работодателя от приема на работу обучаемого, фактические расходы на обучение, включая суммы выплаченной материальной помощи и стипендии, работодатель возмещает в бюджет в добровольном порядке, за исключением случаев отказа при ликвидации работодателя – юридического лица либо прекращении деятельности работодателя – физического лица, сокращении численности или штата работников, снижении объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния работодателя.

Расходы не возмещаются:

  1. обучаемыми в случаях трудоустройства на другую постоянную работу, призыва на воинскую службу, лишения свободы по решению суда, смерти, беременности, нахождения в отпусках по уходу за ребенком, а также заболевания, требующей длительного лечения не позволяющего освоить учебную программу в полном объеме;
  2. работодателями в случае ликвидации работодателя – юридического лица либо прекращения деятельности работодателя – физического лица, а также в случае чрезвычайных обстоятельств или иных обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), таких как: пожар, землетрясение, наводнения, стихийные явления и военные действия.

Профессиональное обучение обучаемых организуется центром занятости населения в рамках государственного образовательного заказа в учебных центрах, выбранных обучаемыми совместно с работодателями из перечня, утвержденного региональной комиссией.

Продолжительность профессионального обучения обучаемого устанавливается в зависимости от содержания учебной программы и не превышает:

  1. при проведении профессиональной подготовки – двенадцати месяцев;
  2. при переподготовке – шести месяцев;
  3. при повышении квалификации – трех месяцев.

     

Обучаемым, проходящим профессиональное обучение, предоставляется стипендия, в размере установленном пунктом 7 статьи 47 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») для студентов, обучающихся по государственному образовательному заказу в организациях технического и профессионального послесреднего образования.

Итоговая аттестация и квалификационный экзамен обучаемых осуществляется обучающей организацией с участием представителей местного исполнительного органа в области образования, центра занятости населения и работодателей.

Итоговая аттестация обучаемых включает оценку уровня профессиональной подготовленности (далее – ОУПП). ОУПП в зависимости от приобретаемой профессии предусматривает сдачу квалификационных экзаменов по специальным дисциплинам (письменные тесты) и выполнение квалификационной (пробной) работы (практический тест).

Для проведения ОУПП создается независимая квалификационная комиссия.

Лицам, прошедшим квалификационный экзамен по ОУПП, выдается свидетельство (сертификат) о присвоении квалификации.

Сведения об обучаемых, работодателях, обучающих организациях, юридических и (или) физических лицах, отобранных для организации образовательных курсов, размещаются в единой информационной системе социально-трудовой сферы.

Центры занятости населения для трудоустройства лиц, имеющих профессиональное образование, либо завершивших профессиональное обучение содействуют трудоустройству на имеющиеся в базе данных вакансии путем выдачи направления.

Для трудоустройства на реализуемые инфраструктурные проекты претенденты на участие в Программе, подают в центры занятости населения района, города постоянного места проживания заявление и документы.

Центры занятости населения проводят работу по трудоустройству обучаемых самостоятельно либо с привлечением частных агентств занятости и (или) неправительственных организаций в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках и (или) государственном социальном заказе.

Центры занятости населения в целях расширения рабочих мест взаимодействуют с неправительственными организациями по оказанию специальных социальных услуг уязвимым слоям населения.

Список лиц, подлежащих трудоустройству предоставляются центрами занятости населения в неправительственные организации, а также частные агентства занятости привлеченные для трудоустройства лиц, завершивших обучение.

Неправительственные организации, а также частные агентства занятости ежемесячно к 3 числу следующего за отчетным представляют центрам занятости населения, направившим список лиц для трудоустройства, информацию о количестве трудоустроенных, предприятии (организации), специальности (профессии), средней заработной плате трудоустроенного.

Центр занятости населения отражает в индивидуальной карте трудоустройства, утвержденной уполномоченным органом по вопросам занятости, сведения о трудоустройстве обученных и на постоянную работу после завершения (до окончания срока) профессионального обучения.  

Сведения о трудоустроенных лицах размещаются в единой информационной системе социально-трудовой сферы.

Финансирование мер государственной поддержки осуществляется за счет средств республиканского или местного бюджетов, а также из источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Финансирование мер государственной поддержки из республиканского бюджета осуществляется через уполномоченный орган по вопросам занятости населения.

Финансирование мер государственной поддержки из местного бюджета осуществляется через местный исполнительный орган по вопросам занятости населения.

КГУ «Центр занятости» Глубоковского районного акимата © 2016